Долгая дорога к восстановлению городов

28 марта 2020 г.

Пока жизнь в городах уходит на карантин, лучшие урбанистические умы со всего мира предлагают варианты, как городам выйти из кризиса более сильными, чем раньше. Ричард Флорида, профессор школы городов университета Торонто, редактор издания CityLab, написал заметку о том, что города должны начать делать уже сейчас. Ему слово.

Метро в Мюнхене. Фото Laetitia Vancon for The New York Times

Зловещий вирус гуляет по миру, города закрываются один за другим, превращая центры городов и пригородные ТЦ в сцены из фильмов ужасов. Города не могут оставаться запертыми навечно. Экономические потери (не говоря уже о человеческих и психологических) слишком разрушительны. Но реальность такова, что нельзя так просто взять, нажать кнопку «перезагрузка» и вернуть всё как было. Это пандемия, как и все крупнейшие, вероятно, будет происходить волнами в ближайшие год-полтора, пока не будет найдена вакцина (или не выработается иммунитет). При этом городам, которые полномасштабно мобилизуют все имеющиеся медицинские ресурсы, чтобы справиться с первым «залпом» пандемии, важно готовиться и к здоровой жизни после всего этого.

Страны и города, мэры и губернаторы должны сфокусироваться на нескольких ключевых моментах, чтобы восстановиться полностью.

Во-первых, придётся изменить транспортную инфраструктуру — источник силы для экономики. Аэропорты не только соединяют города и позволяют быстро перемещать людей и товары по всему миру — они толкают экономику вперёд. Их нельзя приостанавливать надолго, их придётся запускать обратно. Эта мобилизация будет сравнима с американской после террористических атак 11 сентября — к существующим проверкам безопасности добавятся измерение температуры и при необходимости проверки здоровья. Также это включит в себя меры по уменьшению толп (привет, театр безопасности российских аэропортов и вокзалов!). Например, специальные линии на полу и стойки с лентой помогут обеспечить достаточную социальную дистанцию в зонах ожидания. Можно предлагать пассажирам маски и санитайзер. Возможно, авиакомпаниям придётся снизить количество пассажиров — например, оставлять средние места пустыми.

Бульвар Рамбла в Барселоне. Фото Maria Contreras Coll for The New York Times

Большинство людей ездят на работу на общественном транспорте. Помимо экстренных дотаций на него сейчас, когда пассажиропоток значительно снизился, в будущем придётся изменить дизайн станций и размещение сидений во всех видах общественного транспорта.

Улицам тоже может понадобиться совершенствование. В разгар кризиса губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо призвал сделать улицы Нью-Йорка пешеходными, чтобы обеспечить социальную дистанцию. Такого рода изменения должны стать постоянными. Пока общественный транспорт опасен, нужно строить и обособлять велодорожки, расширять сети проката велосипедов и самокатов. Тротуары, особенно в загруженных торговых и деловых районах, тоже необходимо расширять — опять же, чтобы увеличить социальную дистанцию.

Вид с Испанской лестницы в Риме. Фото Alessandro Penso for The New York Times

Во-вторых, нужно изменить, как мы используем крупную инфраструктуру — стадионы, выставочные центры, университеты, школы. Там собираются большие группы людей, что влечёт за собой риски (пока бушует вирус). Городские власти должны обеспечить их защиту от пандемии — например, уменьшить размеры школьных классов или количество зрителей на трибунах стадионов и театров. Конечно, стоит помнить и о проверках температуры, и о защитных масках. Чем раньше откроется и будет безопасной такая гражданская инфраструктура, тем быстрее восстановится экономика города.

В-третьих, важно предпринять сильные и проактивные шаги по защите экономики. По некоторым подсчётам, в Нью-Йорке только в первую волну пандемии может закрыться ¾ ресторанов, парикмахерских и небольших магазинчиков. Малый бизнес создаёт огромное количество рабочих мест и атмосферу на улицах — и он должен выжить благодаря максимально возможной поддержке. В более далёкой перспективе город должен помочь бизнесу безопасно открыться заново. Это же касается и сферы досуга — галерей, музеев, театров и так далее.

В-четвёртых, простые рабочие тоже нуждаются в защите. Тех, кого нельзя перевести на удалённую работу, надо обеспечить всем необходимым для безопасности. Такой подход поможет не только сейчас, но и в будущем. В свою очередь, удалённая работа должна стать доступнее для многих. Сейчас спонтанно получился гигантский эксперимент по удалёнке, и городам обязательно нужно изучить, как это сработает — и сделать выводы.

Богота на карантине. Фото Federico Rios for The New York Times

Один из главных выводов, которые можно сделать из этого кризиса: концентрация бедности, экономическое неравенство и сегрегация не только несправедливы — это ещё и отличная почва для распространения пандемии.

Но свет в конце тоннеля есть. Через несколько месяцев города начнут возвращаться к жизни, через пару лет мы вернёмся в новую реальность. Мы снова будем ходить в офисы и школы, собираться в ресторанах и на стадионах. Города воспрянут, как и всегда после масштабных кризисов.

Это произойдёт не по щелчку пальцев. Нужен план по возвращению городов в нормальное состояние, и начинать его составлять нужно уже сейчас. То, чем мы займёмся в ближайшие год-полтора, значительно повлияет на безопасность наших городов в будущем, здоровье людей и восстановление экономики.


Оригинал. Фото на обложке – Adriana Loureiro Fernandez for The New York Times: Каракас, столица Венесуэлы, на второй день общенационального карантина


Сбор регулярных пожертвований в Новосибирск
Собрано 2 950 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему