Как писать о ДТП

16 ноября 2019 г.

Каждый день в авариях во всём мире гибнет 3400 человек. В новостях часто об этом пишут, но истории, скрытые за авариями — кто, почему, как и что можно было сделать, чтобы этого избежать — как правило, остаются нераскрытыми. Дорожно-транспортные происшествия предотвратимы. Пути решения проблемы известны, но остаются за кадром журналистских репортажей. При этом от подачи материала СМИ зависит отношение общества к этой проблеме.

В 2015 году Всемирная организация здравоохранения выпустила пособие для журналистов по освещению дорожно-транспортных происшествий. В нём собраны методические указания, что именно нужно иметь в виду, описывая любую аварию. На основе этого пособия мы составили краткую инструкцию — как нужно писать о ДТП и каких типичных ошибок следует избегать.

Когда в некоторых СМИ всё ещё считают уместным заголовок «На улице Печатной автомобиль “припечатал” школьницу», это значит, что простые правила освещения ДТП понятны не всем. Это нужно исправлять. Итак, советы ВОЗ:

Как надо

  1. Описывайте картину в целом. Обучайте аудиторию и повышайте уровень её образованности: дорожно-транспортные происшествия — проблема, которая может затронуть каждого. Ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 1,35 млн человек. В 2018 году в России 233 067 человека погибли или ранены в ДТП. В России в результате ДТП умирает почти в два раза больше людей, чем от убийств. Каждый день в авариях на дорогах нашей страны гибнет 30–60 человек.
  2. Копайте глубже. Цифры статистики позволяют найти далеко не самые очевидные связи. К примеру, повышение тарифов на импорт автомобилей может увеличивать смертность в авариях, если системы безопасности в отечественных машинах не такие продвинутые. Если человек переходит вне пешеходного перехода — возможно, ближайший слишком далеко или его вообще нет? Или это пенсионерка, которой трудно спуститься в подземный переход? За примерами далеко ходить не надо — в центре Москвы на Тверской и Новом Арбате нет ни одного наземного пешеходного перехода.
  3. Находите истории людей. Истории, рассказанные выжившими в ДТП или родственниками погибших, всегда находят огромный отклик в сердцах читателей. Кроме этого, рассказы о людях, которые в один момент потеряли всё, что у них было, позволяют затронуть и тему последствий аварий — а не только их причин.
  4. Приводите истории успеха городов и целых стран. Швеция, Голландия, многие другие европейские страны и мировые города приняли концепцию Vision Zero. Самые простые меры безопасности — успокоение трафика, снижение скорости — работают везде.
  5. Придумывайте новые форматы. Например, проведите целый день, освещая только аварии в прямом эфире. Отслеживайте судьбу резонансных аварий до конца. Кого-то переехал сын чиновника? На Невском кто-то ехал 100 км/ч и сбил людей на тротуаре? Это яркие примеры ситуаций, освещение которых нужно доводить до конца.
  6. Визуализируйте данные. Карты ДТП, таблицы причин аварий, графики распределения аварий по времени суток — всё это поможет создать более полную картину.
  7. Сравнивайте аварии с другими причинами травм и смертей. С чем можно сопоставить цифры по смертям в авариях? Кто чаще других гибнет в ДТП? Как обстоят дела с медициной — экстренной и посттравматической?
  8. Помните, что аварии можно предотвращать. Это одна из основных причин смерти, дополнительная нагрузка на систему здравоохранения и один из основных факторов, негативно влияющих на качество жизни. автомобильные аварии пришли в города с ростом автомобилизации, это не данность и не что-то само собой разумеющееся.
  9. Уделяйте особое внимание группам риска. Это пешеходы, особенно дети и пожилые в силу физиологических особенностей, велосипедисты и самокатчики (из-за отсутствия выделенной инфраструктуры). Они более уязвимы на дороге и не управляют железной махиной весом в 1–2 тонны.
  10. Обращайтесь к профильным НКО и экспертам. Они гораздо больше погружены в проблему аварий на дорогах и могут подсказать, на что обратить большее внимание. Например, можно обратиться к нам или в Probok.net, или почитать специализированный раздел на сайте ВОЗ.
  11. Пишите про необходимость обновления законов и правил. Инфраструктура городов меняется очень быстро, и законодательство не всегда успевает за этими изменениями. Пример — самокаты, которые появились на дорогах несколько лет назад, а поправки в ПДД принимаются только сейчас, спустя столько жертв и травм, которых можно было бы избежать.
  12. Задавайтесь вопросами, что будет после ДТП. Будет ли изменена инфраструктура и как? Будет ли изменено законодательство? Что предпринимают в этом направлении должностные лица? Какие медицинские последствия (об этом можно спросить у медэксперта, сколько времени занимает восстановление после травмы, полученной в ДТП)? Какие социальные издержки? (пропустит ли сбитый ребенок следующую четверть в школе?)
  13. Пользуйтесь ресурсами, где собрана полезная информация и статистика. Вот их примерный список:

Как не надо

  • Не приводите сухие цифры. Цифры статистики в отрыве от контекста ничего не значат. За каждой цифрой стоит своя собственная причина, которую нужно раскрыть.
  • Не пытайтесь шутить и каламбурить об обстоятельствах аварий. Речь идёт в первую очередь о жизни и здоровье людей — о проблеме федерального, а то и мирового масштаба. Пример такого каламбура мы привели во вступительной части.
  • Не рассматривайте аварию как единичный случай. Вполне вероятно, что в этом конкретном месте аварии были и до этого — важно понять, что именно в целом приводит к авариям.
  • Не обвиняйте жертв. В авариях жертвы все: и люди, которые получают травмы и гибнут, и водители, для которых это серьёзный психологический удар. Гораздо важнее найти причину проблемы, чтобы в дальнейшем избежать её.
  • Не обезличивайте участников дорожного движения. Автомобилист, пешеход, велосипедист, водитель трамвая — это всё люди. Иначе заголовок «автомобиль сбил прохожего» в случае убийства бы звучал «пистолет застрелил прохожего». За рулём автомобиля пока что ещё человек, который может совершать ошибки.
  • Не делите людей на категории. Этот пункт дополняет предыдущий. Национальность водителя такси не имеет значения, точно так же, как и пол, возраст, и любая другая характеристика. Это, во-первых, оскорбительно, во-вторых, не помогает объективно рассматривать причины ДТП.
  • Не указывайте персональные данные участников ДТП без их согласия. Когда официальный аккаунт в Твиттере публикует паспорт водителя такси, наехавшего на группу людей на тротуаре, это совсем не пример для подражания.

Перевели и адаптировали Михаил Чижов, Екатерина Фефелова.


Сбор регулярных пожертвований в Новосибирск
Собрано 2 950 из 25 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Новосибирск
Собрано 2 950 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему