Снижение количества аварий на дорогах — это именно та цель, ради достижения которой хороши все средства. Качественно сделанная социальная реклама с понятным посылом может стать тем средством, которое заставит многих не нарушать правила дорожного движения и задуматься о последствиях. В России каждый день на дорогах погибают примерно 40 человек. Масштабы катастрофы растут и так будет продолжаться, если не обращать внимание на проблему.
Но на улицах Москвы наконец-то появилась социальная реклама — билборды с фотозарисовками о судьбах конкретных людей, которые пострадали в ДТП. Мы много писали о таком подходе, в том числе и сами рассказывали похожие истории. Это верный шаг и единственно работающий подход — тот, что бьет прямо в сердце, шокирует и не дает возможности для «обезличивания» жертв ДТП.
Фото: advertology.ru
Другое дело, что браться за это нужно было раньше. Властям российских городов долгое время казалось, что лучшее средство для борьбы с ДТП — это божья помощь. Как, например, в Петербурге. Призывы соблюдать ПДД и смотреть по сторонам на пешеходном переходе тоже совсем не работают. Деньги тратятся впустую, водители продолжают убивать пешеходов, ситуация с каждым днем все хуже.
Фото: varlamov.ru
Тем временем, в мире уже давно практикуют такой подход, и он работает. Мы писали о фонде Zachary Michael Cruz Foundation, который организовал кампанию в память о мальчике, погибшем на пешеходном переходе. Активисты ежегодно в день смерти мальчика выходят на дорогу с плакатами и призывами к водителям вести себя на дороге так, будто тут находятся их собственные дети.
Фото: zmcfoundation.org
Другой пример — «Велосипедное посольство Великобритании» и их кампания [Insert Loved One Here]. На их сайте каждый может отредактировать свои собственные фотографии и выделить опасное место и человека, таким образом сформировав максимально личное обращение для конкретных людей.
Иллюстрация: cycling-embassy.org.uk
Едва ли можно сказать, что социальная реклама способна решить проблему. Проблема решается сильным снижением допустимой скорости, качественным проектированием и отказом от ежедневного и не всегда обязательного пользования автомобилем. Но какую-то определенную часть людей реклама заставит задуматься о своем поведении на дороге. Более того, такая социальная реклама, как та, что сейчас появилась в Москве, важна не только для водителей. Это хороший повод всерьез заговорить о конкретных людях, о том, что на их месте мог бы быть кто-то из ваших родных или близких. Именно такой подход нужен всем, ведь аварии — это не просто какой-то «несчастный случай» или «случайность». Это закономерность и показатель ошибочности транспортной политики города.