Ты там, где ты ешь: организация сообществ вокруг рынков

August 13, 2013

Захватывающий вид центрального зала рынка Кливленд Уэст Сайд, крупнейший центр активности в городе, принимающем Международную конференцию по вопросам городских рынков в этом году (21-23 сентября) / Фото: PBS NewsHour на Flickr


Представьте, что вы в супермаркете, залитом светом люминесцентных ламп. Вы хотите запастись продуктами на ближайшие пару недель, поскольку сейчас у вас много дел. Берете несколько плиток гранолы (а может даже упаковку печенья с начинкой), несколько замороженых ужинов, упаковку макарон с пакетиком тертого сыра в комплекте. И, да, там проводится акция, по которой можно получить десять банок консервированного супа по цене, скажем, доллар каждая. Отлично! Ужин на две недели вперед. По пути к кассе вы проходите мимо овощного отдела взять связку бананов. Как и многие люди сегодня, вы стараетесь питаться правильно, а завтрак - самый важный прием пищи за день!
А теперь представьте, что в вашем районе есть рынок - такое место, куда можно забежать по пути с работы домой раз в два-три дня купить свежих продуктов. Не успеваете вы дойти до уличного навеса, как вас окружают овощи и фрукты всех форм и цветов; вы чувствуете запах апельсинов и базилика за полквартала. Следуя за своим аппетитом по лабиринту корзин и бочек, вы случайно встречаете соседей и решаете поехать на центральный рынок в выходные на урок кулинарии и купить кое-каких более редких продуктов. Вы даже можете провести там целый день и сходить на новую еженедельную ярмарку изделий ручной работы в соседнем квартале


Мальчик со своей мамой рассматривает фрукты на фермерском рынке в восточном Нью-Йорке/ фото: PPS

Контраст ошеломляет. Сегодня в большинстве мест, по крайней мере во многих странах Европы, поход по магазин стал рутиной; главным аспектом нашей системы питания стала не еда, а удобство. Еда портится, поэтому раньше нам приходилось ходить на рынок каждые несколько дней; морозильные камеры и консерванты избавили нас от этих ограничений, но, в то же время, еда выпала из цикла нашей повседневной жизни - а вместе с ней из нее выпали и сообщества людей, с которыми мы встречались на рынках. “Сегодня мы слышим много разговоров о недоступности свежей и здоровой пищи, но в действительности, многие районы испытывают недостаток мест”, утверждает Стив Дейвис из PPS. “В итоге, мы наблюдаем возвращение к концепции рыночного города, где рынки служат катализатором для появления центров в районах, потерявших свой уникальный облик”.

Рыночные города имеют развитую сеть распространения полезных продуктов местного производства. В таких городах есть центральные рынки, которые служат центрами регионов и универсальными точками притяжения для многих видов деятельности; по мере распространения на другие районы, в этих городах появляется много меньших (но все же значительных по размеру) местных рынков, где продается все необходимое для ежедневного приготовления пищи; между ними располагаются маленькие продуктовые магазины на углу, еженедельные фермерские рынки, лотки с фруктами и овощами и другие малые торговые точки. Фактически, рыночные города - это место, где еда является одной из основных составляющих городской жизни - а не просто топливом, помогающим вам поддерживать активность в течение дня.

В качестве наиболее яркого примера рыночного города в действии сегодня часто приводят Барселону. “У них чрезвычайно развитая сеть из примерно 45 постоянных городских рынков”, отмечает Келли Верел из PPS, “потому что когда в конце XIX века они планировали город, они воспринимали рынки точно так же, как мы воспринимаем все коммунальные услуги - куда, к примеру, подведена вода, электричество, куда вывозится мусор, и т.д.”


Карта расположения городских рынков в Барселоне и зон, которые они обслуживают

Рынки Барселоны, на территории многих из которых располагаются современные продуктовые магазины, доказывают, что основной структурной единицей современной городской системы питания не обязательно должны быть гипермаркеты, и что рынки - это больше, чем просто приятные дополнения или продукты класса люкс. В действительности, поскольку люди относятся к современному сельскому хозяйству с все большим подозрением, мысль о том, что отношение к рынкам может измениться на прямо противоположное, выглядит все более реальной. “Рынки могут существовать”, считает Дэвид О’Нил из PPS, “Они всегда были жизнеспособны, но их целесообразность наиболее актуальна сегодня, поскольку глобальная экономика пошатнула наше чувство самодостаточности. Рынок - очень воодушевляющее место, поскольку там вы испытываете чувство ответственности за свое здоровье. Люди экспериментируют и открывают заново, что значит хорошо жить”.

По словам О’Нила, во многих городах есть все еще скрытая “ДНК” Рыночного города. Наши города выросли вокруг рынков и, в то время как многие старые здания сносились, недорогие и легкие конструкции фермерских рынков возвращались снова. К 1946 году в США осталось всего 499 рынков; к 2000 году их количество выросло до 2863, а затем взлетело до 7175 к 2011 году. Многие из известных нам сегодня крупных рынков начинались всего лишь с придорожных площадок обмена продуктами, поэтому у нас есть все причины верить, что, если наши новые рынки снова войдут в жизнь близлежащих районов, они смогут прочно там закрепиться.

В Новой Шотландии, где Дейвис и О’Нил сотрудничают с Портовым фермерским рынком города Галифакса, управляющий рынка Юэн Уэллас отмечает важность своего рынка (у которого есть свое собственное постоянное здание) для местных жителей. “За время моей работы над этим проектом и близкого общения с местными жителями меня всегда поражало то, что жители Галифакса действительно считают этот рынок своим”.


Покупатели рассматривают содержимое лотков на Портовом фермерском рынке Галифакса/ Фото: Nicole Bratt via Flickr

Этот рынок - настоящий долгожитель (он работает каждую субботу без исключения на протяжении 262 лет!), и та роль, которую он играет в региональной экономике, сильно влияет на чувство принадлежности местных жителей к сообществу, поскольку предки большинства жителей атлантического побережья Канады были рыбаками или фермерами всего поколение назад. “В конце Второй мировой войны”,- объясняет Уэллас,- “ в Новой Шотландии было около 35000 частных ферм. Сейчас их примерно 3800. Этот рынок призван служить центром, из которого деньги направляются назад в сельскохозяйственные угодья Новой Шотландии. Все это связано с продовольственной безопасностью”.

В Портленде, штат Орегон, Портлендский фермерский рынок под руководством Труди Толивер процветает благодаря богатой местной культуре питания. “Мы, жители Портленда, очень заботимся о том, что мы едим”, - говорит Толивер.- “Это очень важно для нас; одна из важнейших ценностей местных жителей - питаться правильно. Не многие наши фермеры ориентированы на внешний рынок - мы выращиваем пищу для себя.

Рынкам гораздо проще выжить, когда еда и сельское хозяйство играют важную роль в местной культуре. Но если город отделен от более крупных систем снабжения продовольствием, для процветания рынка становятся важны его дополнительные функции. Это хорошо сказывается на городах; как объясняет Дейвис, “Хорошие рынки появляются в результате кластеризации деятельности. Необходимо, чтобы в одном месте были собраны не только местные производители продуктов питания, но и другие услуги и функции. Еда - это главная причина, по которой здесь собираются люди, и эти собрания становятся центром жизни сообщества”.

Поскольку рынки ориентированы на продажу натуральных питательных продуктов, одним из верных способов повысить ценность рынков может стать создание “центров здоровой пищи”, которые объединили бы вокруг рынков активность по поддержанию здорового образа жизни, призывая посетителей не просто есть больше овощей и фруктов, но и активнее заботиться о своем самочувствии и качестве жизни. На территории некоторых рынков открываются клиники, фитнес-залы, появляется информация о питательных свойствах продуктов и семинары по принципам здорового образа жизни. Центры здорового питания имеют наибольшее значение для бедных районов, поскольку не все их жители могут позволить себе превентивное медицинское обслуживание.

Рынки также могут способствовать развитию и распространению самобытных черт местной культуры. По словам Келли Верел, “Образ городского рынка прекрасно отражает увлечения и таланты, свойственные определенному региону. Еда всегда будет в центре внимания, но то, как вы организуете рынок, будет зависеть от местных нужд. Что, если рынок Детройта связать с классическими автомобилями? Каждую субботу можно устанавливать на парковке продуктовые лотки, а по краям выставлять на продажу классические автомобили. Рынок может выглядеть как угодно”.


Отдых с видом на бруклинский блошиный рынок в Форт Грин / Фото: Eli Duke via Flickr

В качестве примера не только успешно существующего, но и укрепляющего местную идентичность рынка Верел приводит Бруклинский блошиный рынок, который стал главным катализатором бума популярности традиционной домашней пищи и изделий ручной работы в Бруклине. “Рынок дал возможность продавать свою продукцию малым производителям, не имеющим возможности выйти на магазины. Здесь очень много постоянных бизнесов, начавшихся с этого рынка, и именно они придают Бруклину его своеобразный характер”.

В этом состоит одно из основных преимуществ Рыночных городов в современной экономике, и особенно это актуально для городов, утративших популярность и начавших увядать после того, как вещи, благодаря которым город был известен, перестают производить. Вместе с производством многие города теряют чувство идентичности. Рынки представляют собой более простой, быстрый и дешевый способ частичного восстановления идентичности и экономической деятельности (как показали недавние результаты нашей работы в Детройте). Ресурсы для производства местных продуктов питания есть в каждом городе - если Нью-Йорк с его плотной застройкой смог стать городским сельскохозяйственным лидером, любой город сможет.
В Галифаксе Уэллас может долго зачитывать список запланированных Портовым фермерским рынком мероприятий и улучшений, от пунктов возврата библиотечных книг для фермеров издалека, до студенческих выставок искусства и общественных организационных пунктов. Эти усилия, по словам Уэлласа, направлены на превращение рынка в “современную агору”. Наиболее интересно сотрудничество с предприятиями района, привлекающее внимание к производителям рынка, говорящее о том, что рынки могут стать залогом экономической стабильности.
“Чтобы привлечь соседей к продвижению всего района, владелец рынка организовал комитет из местных жителей,”- объясняет он. - “В августе 2011г. рынок начал сотрудничать с отелем Уестин, находящимся через дорогу. Вместе они разработали концепцию ресторана, в основе которой лежит диета ста миль (состоящая в том, чтобы питаться продуктами, произведенными в радиусе 100 миль от дома, прим. переводчика) - сейчас они сократили это расстояние до 50 миль. На рынке они стараются закупать как можно больше ингредиентов, и перечисляют всех производителей Новой Шотландии в своих меню”.

Самые яркие и живые места рыночного города - те, где деятельность выходит за территориальные границы рынка на близлежащие улицы и предприятия. С помощью концепции “Сила десяти”, мы можем определить рыночные районы как места, где на одной территории ведется по крайней мере десять видов деятельности. В более глобальном масштабе, в хорошем рыночном городе должно быть не менее десяти рыночных районов, в которых деятельность распространяется из центра - местного рынка.
Если вы хотите увидеть Рыночный город в действии, приходите на 8-ю Международную конференцию по вопросам городских рынков, которая будет проводиться в г. Кливленд в сентябре этого года. Выбранный благодаря важной роли еды в жизни города, Кливленд, по словам О’Нила, иллюстрирует многие аспекты Рыночного города.


Башня рынка Уэст Сайд Маркет, вид с расположенной неподалеку городской фермы Огайо / Фото: PPS

“Вы можете заметить, что все меняется в Кливленде - и сельское хозяйство, и малые и большие рынки”, - говорит он. - “Кливленд долго был рыночным городом, и сейчас такие институции как рынок Уэст Сайд больше всего способствуют его постиндустриальному возрождению. Уэст Сайд Маркет находится не на окраине города, но и не в самом центре - он располагается рядом с жилыми кварталами. Этот рынок - хорошая экспериментальная площадка для исследования влияния рынка на город или район. Район Кливленда Огайо Сити стал привлекательным для нового бизнеса благодаря рынку. Влияние оказалось настолько сильным, что распространилось и на Кливленд в целом. Рынок уподобляется солнцу, и город тянется к нему за кислородом, светом и жизнью”.

Спасибо за перевод Наде Ворошиловой



Источник
Сбор регулярных пожертвований в Новосибирск
Собрано 2 550 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему