Посмотрите на эти фотографии. На какой из них изображено общественное пространство? Строго говоря, на обеих. Но насколько велика разница между ними! Общественные пространства могу выглядеть по-разному. И это ставит перед нами множество новых вопросов. Какие общественные пространства более привлекательны? Какие из них предназначены для всех, а не только для избранных? И какие из них приносят больше пользы городам, в которых они находятся?
На фотографиях изображено одно и то же место — Южная улица в Филадельфии, вдоль которой находятся многочисленные рестораны, магазины и жилые дома. Снимок слева сделан в типичный субботний день. Улица не выглядит пустой, но в то же время мы не знаем, сколько людей там находится, поскольку все пространство вдоль фасадов занято машинами. Справа — Южная улица 24 сентября прошлого года во время первого фестиваля из серии «Открытые улицы», — «Свободные улицы Фи́ли». Глядя на людей, изображённых на переднем плане, мы видим, что улица живет активной жизнью. Здесь нет уличных торговцев едой — проверенный способ привлечь публику — как на Ночном рынке Филадельфии. Никто не митингует, карнавальных костюмов тоже не видно. Люди просто идут посреди улицы.
В чем смысл этого и других подобных проектов? Зачем выпускать людей на проезжую часть, ведь у них уже есть тротуары? Однако, отдавая улицу целиком в распоряжение пешеходов и немоторизованного транспорта, мы не просто меняем ее функцию —когда люди ходят пешком, они занимаются физической активностью, даже не осознавая этого, они испытывают меньше стресса и имеют шансы прожить дольше. Когда люди идут по улице без страха угодить под машину, они начинают обращать больше внимания на то, что происходит вокруг: на членов своих семей, друзей и соседей; на деревья и цветы, которых они прежде не замечали; на историю города, запечатленную в его архитектуре.
Передвигаясь пешком, люди могу остановиться в любой момент, не беспокоясь о парковке, они могут зайти в любой магазин или изучить меню приглянувшегося ресторана. Разговор по телефону, отправка сообщений и просто прогулка в глубокой задумчивости перестают быть занятием, представляющим риск для жизни. В отсутствие машин воздух становится чище. Когда вокруг не слышно автомобильных гудков, голоса и смех людей звучат громче.
Добавьте к это у какую-то культурную программу, и люди охотно начнут танцевать, прыгать через скакалку, создавать арт-объекты, играть на музыкальных инструментах или просто усядутся, чтобы понаблюдать за происходящим вокруг. Когда вы ставите людей во главу угла, потенциал улицу становится почти безграничным.
Организовав фестиваль «Свободные улицы», Филадельфия примкнула к сотне других городов, устраивающихся аналогичные мероприятия. К примеру, в Нью-Йорке проходит фестиваль «Летние улицы», во время которого каждый август город закрывает для машин Парк Авеню, и ее заполняют десятки тысяч людей. «Открытые улицы» проходят в кенийском Найроби и в индийской Пуне. В Лос-Анджелесе несколько раз в год проводят CicLAvia —мероприятие, которое охватываться множество районов и привлекает сотни тысяч людей. В мексиканской Гвадалахаре каждое воскресенье проходит Vía RecreActiva, а в Сантьяго по субботам перекрывают целую сеть улиц, на которых проводят время до четырехсот тысяч человек. И, наконец, Ciclovía, мать всех подобных мероприятий, которую придумали в Боготе в 1974 году, предполагает перекрытие почти 130 километров улиц, на которых каждое воскресенье проводит время порядка миллиона жителей города.
Хотя все эти мероприятия носят временный характер, они помогают изменить наше отношение к городским улицам. Это живая альтернатива автоцентризму, от которого по-прежнему страдают многие наши города, и опыт использования улиц в качестве полноценных общественных пространств. Чем больше городов вливаются в это движение и чем чаще они проводят у себя такие фестивали, тем большее число людей смогут по-новому взглянуть на свой город. Когда-то идея приоритет пешехода над автомобильным трафиком казалась вздором, но теперь она постепенно становится общепризнанной. Концепция города для машин, с которой мы жили последние сто лет, начинает разваливаться.
«Открытые улицы» позволяют людям провести хотя бы несколько часов в параллельной реальности, где хозяин улицы — человек, а не машина. Эта альтернативная реальность заставляет нас задуматься о том, насколько хорош привычный нам порядок вещей, и показывает, что мир, в котором улицы принадлежат людям, куда привлекательней того мира, в котором мы пока живём.
Новый взгляд на вещи позволяет выйти за рамки временных мероприятий и приступить к небольшим, но постоянным изменениям, имеющим ту же природу, что и фестивали «Открытые улицы». В качестве примера можно привести превращение малоиспользуемых и опасных участков улиц в публичные пространства, расширение тротуаров, организацию безопасных перекрёстков и строительство выделенных велодорожек. Когда пилотные проекты имеют под собой основание в виде успешных разовых мероприятий, их реализация происходит быстрее, обходится дешевле и, что самое главное, воспринимается людьми куда более позитивно, чем дорогостоящие проекты, осуществление которых требует много времени и ещё больше денег.
«Открытые улицы» могут стать хорошей базой для временных проектов, например, экспериментальных велодорожек, а также образовательных программ, разъясняющих новые городские инициативы в транспортной сфере — как в случае с новым лос-анджелесским планом мобильности, рассчитанном до 2035 года. В Миннеаполисе «Открытые улицы» стали поводом организовать выделенный велоперекресток и временные велодорожки. По окончании мероприятия организаторы устроили опрос его участников с тем, чтобы придать этим изменения постоянный характер.
Проекты и акции, представленные в рамках «Открытых улиц», могут получить основательную поддержку. Именно это происходит а Лос-Анджелесе, где CicLAvia служит инструментом для продвижения нового проекта городской мобильности, который должен быть принят в в этом году. СicLAvia охватывает улицы, на которых город собирается развивать велосипедную и пешеходную инфраструктуру. Соединя временные, но интересные акции с долгосрочными планами, пока существующими только на бумаге, города имеют шанс осуществить проекты, результат которых намного превосходит сумму их отдельных частей.
Источник
Перевод Анастасии Ромашкевич
Сбор регулярных пожертвований в Новосибирск
Собрано 2 550 из 25 000 рублей