В среду мы с Антоном Морваном ("Общественное мнение"), Владимиром Аблизиным ("Сарметро") и Сергеем Родионовым (руководитель отдела структурного подразделения Главного вычислительного центра ОАО "РЖД", историк, железнодорожник) отправились на обследование состояния трамвайного полотна. Наш путь начался у 10 корпуса СГУ и далее по рельсам 3 и 9 маршрутов почти через 3 часа мы завершили осмотр у Товарных проездов. То есть можно сказать, что мы осмотрели рельсы наиболее востребованных маршрутов в центральной части. Что твориться на переферии страшно даже и представить. Давайте познакомимся с основными дефектами рельсового пути и их причинами.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6424/33323314.5b/0_b2ce5_a118448c_XXL.jpg)
Понятное дело, что все эти ухищрения, на которые у нас идут, не от хорошей жизни, а из-за отсутствия должного финансирования. Но и при этом работы можно было бы выполнять аккуратно и качественно. Тем не менее, что есть - то мы и покажем.
Ни для кого не секрет, что большинство рельсов у нас довольно старые. В качестве "новых трамвайных" идут списанные рельсы, купленные у железнодорожников.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6427/33323314.5b/0_b2ce6_6a1680d8_XXL.jpg)
Итак приступим к осмотру. Что мы видим на этом участке?
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4123/33323314.5b/0_b2ce7_dc31a63e_XXL.jpg)
Стык разнотипных рельсов без переходников, ступеньки по высоте, разогнанный большой зазор, вставка короткого куска в стыке.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6431/33323314.5b/0_b2d04_eabf42d0_XXL.jpg)
Обилие коротких вставок встречается на протяжении всего рельсового пути.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6426/33323314.5b/0_b2ce8_63a63a04_XXL.jpg)
Я рельс слепила из того, что было.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6441/33323314.5b/0_b2ce9_15d0e14f_XXL.jpg)
Многослойные навары на стыке сваркой, но яма на поверхности катания все равно осталась.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6446/33323314.5b/0_b2cea_b9491236_XXL.jpg)
Самодельная крестовина, поверхность катания крайне разбита и деформирована, видны наплавки обычной сваркой.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/33323314.5b/0_b2ceb_59935a2a_XXL.jpg)
Боковая выборка на повороте на стыке на наружном рельсе, глубина до 4 см, фактической уширение пути в этом месте 4 см относительно шаблона, сильный боковой удар при проходе трамвая.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5624/33323314.5b/0_b2ced_6f2f251c_XXL.jpg)
От этого выброса рельс сточился почти в два раза.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4130/33323314.5b/0_b2cec_4332ac4b_XXL.jpg)
Балласта маловато и он скорее всего не подбит под шпалы, костылей тоже забито меньше чем надо, много пустых отверстий в шпальных накладках. Кроме того видно, что накладки разного типа (количество отверстий, размер).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5627/33323314.5b/0_b2cee_b8cfa5d1_XXL.jpg)
Многочисленные "горбы" на рельсах.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5647/33323314.5b/0_b2cef_f166e475_XXL.jpg)
Накладка прикручена двумя болтами, вставка короткого куска в стыке, причем вставка не доходит до подошвы рельса, подошва цельная, значит вставка - это только кусок сверху.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5644/33323314.5b/0_b2cf0_c6e4d958_XXL.jpg)
Несоосность на стыке, горб на одной нитке рельсов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5624/33323314.5b/0_b2cf1_1030b1cf_XXL.jpg)
Он же, с другой стороны в анаглифе.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5635/33323314.5b/0_b2cf2_141a46fb_XXL.jpg)
Нет одного болта на стыке, накладка отошла от рельсов, губка желобчатого рельса сточена до того, что отломилась и вместо неё приварили болт, выбоина на поверхности катания.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5632/33323314.5b/0_b2cf4_de08137f_XXL.jpg)
Огромные дыры полученные ацетиленовой сваркой для болтов, сейчас стыки сварены, но до этого явно были свинчены, существующее сверленое отверстие на рельсе справа не подходило для свинчивания по месту.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6439/33323314.5b/0_b2cf5_405bc1d5_XXL.jpg)
Разрыв контакта между рельсами на стыке. Контакт неплотный, что приводит к искрению.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5625/33323314.5b/0_b2cf6_4827c19a_XXL.jpg)
Раскрутились болты в стыке на повороте, рельсы разошлись и находятся под приличным углом друг к другу, на этом месте будут боковые удары.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5625/33323314.5b/0_b2cf7_a19d6bc5_XXL.jpg)
Расплющивания типа выбоин напротив существующего стыка на другой нитке пути.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6438/33323314.5b/0_b2cf8_284de151_XXL.jpg)
Сварные швы на стыках не зашлифованы (так практически везде на путях), накат только на 1 см поверхности катания с внутренней стороны пути, что говорит о том, что угол подуклонки рельсов сильно не совпадает с углом конусности колес, у колес угол больше. Если рельсы твердые, тут будет на колесах образовываться вмятина около гребня.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5639/33323314.5b/0_b2cf9_2125af47_XXL.jpg)
Соединение рельсов Р-65 и Р-50 накладками от Р-50 без переходников, левый рельс висит в воздухе, перепад высоты на стыке.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4127/33323314.5b/0_b2cfb_270a4278_XXL.jpg)
Разошедшиеся стыки заварены подручными материалами, в данном случае болтом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4130/33323314.5b/0_b2cfc_2940c102_XXL.jpg)
Типовой волнообразный износ в местах пересечения с автомобильным движением и после него по направлению движения.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5642/33323314.5b/0_b2cfd_8e417ac3_XXL.jpg)
Типовой волнообразный износ в кривых, распространен повсеместно.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4121/33323314.5b/0_b2d01_5c864bc9_XXL.jpg)
Типовые выбоины на сваренных стыках.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/33323314.5b/0_b2cfe_9a0098c0_XXL.jpg)
Трещина рельса и скол поверхности катания около нее.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/33323314.5b/0_b2cff_5f723bbd_XXL.jpg)
На всём протяжении путей в земле валяются болты, гайки, башмаки...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5644/33323314.5b/0_b2d02_25b7f8ec_XXL.jpg)
Примерно от 1–ой Беговой до 4-го Товарного проезда пути проходят практически в болоте. Рельсы со шпалами проваливаются в эту почти не просыхающую грязь, куда стекает вода со всех более возвышенных частей местности в окрестностях. Хоть и существует некоторое количество водоотводных лотков, как вдоль, так и поперек путей, выведенных в дренажный колодец около путей на углу 3-го Товарного проезда, очевидно, что необходимо поднять пути выше уровня почвы на серьезный слой балласта и обустроить в этом слое серьезный дренаж с выходом в тот же колодец, например. Может быть, даже подложить под балласт бетонные плиты с тем, чтобы балласт не проваливался в это болото. Примерно такая же ситуация с путями 10-го трамвая от Политехнической до угла Клочкова и 1-ой линии.
Состояние путей - это одна из главных проблем снижения скорости движения трамваев, а так же выхода из строя подвижного состава. У "СГЭТ даже имеется рельсошлифовальная машина, которая по-моему с 80-х ни раз не использовалась... Все предложения и замечания, сформулированные после исследования я отдам на следующей неделе в комитет транспорта и дорожного хозяйства.
В процессе обследование были найдены интересные трамвайные артефакты и конечно же отфотографированы окрестности. Об этом речь пойдёт в следующих постах:
2013-04-17 Трамвайный тур в центре
Артефакт Пролетарской линии и строительство домов на проезжей части Большой Садовой
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6441/33323314.5b/0_b2d00_fc87f147_XXL.jpg)
Оригинал
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6424/33323314.5b/0_b2ce5_a118448c_XXL.jpg)
Понятное дело, что все эти ухищрения, на которые у нас идут, не от хорошей жизни, а из-за отсутствия должного финансирования. Но и при этом работы можно было бы выполнять аккуратно и качественно. Тем не менее, что есть - то мы и покажем.
Ни для кого не секрет, что большинство рельсов у нас довольно старые. В качестве "новых трамвайных" идут списанные рельсы, купленные у железнодорожников.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6427/33323314.5b/0_b2ce6_6a1680d8_XXL.jpg)
Итак приступим к осмотру. Что мы видим на этом участке?
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4123/33323314.5b/0_b2ce7_dc31a63e_XXL.jpg)
Стык разнотипных рельсов без переходников, ступеньки по высоте, разогнанный большой зазор, вставка короткого куска в стыке.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6431/33323314.5b/0_b2d04_eabf42d0_XXL.jpg)
Обилие коротких вставок встречается на протяжении всего рельсового пути.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6426/33323314.5b/0_b2ce8_63a63a04_XXL.jpg)
Я рельс слепила из того, что было.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6441/33323314.5b/0_b2ce9_15d0e14f_XXL.jpg)
Многослойные навары на стыке сваркой, но яма на поверхности катания все равно осталась.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6446/33323314.5b/0_b2cea_b9491236_XXL.jpg)
Самодельная крестовина, поверхность катания крайне разбита и деформирована, видны наплавки обычной сваркой.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/33323314.5b/0_b2ceb_59935a2a_XXL.jpg)
Боковая выборка на повороте на стыке на наружном рельсе, глубина до 4 см, фактической уширение пути в этом месте 4 см относительно шаблона, сильный боковой удар при проходе трамвая.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5624/33323314.5b/0_b2ced_6f2f251c_XXL.jpg)
От этого выброса рельс сточился почти в два раза.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4130/33323314.5b/0_b2cec_4332ac4b_XXL.jpg)
Балласта маловато и он скорее всего не подбит под шпалы, костылей тоже забито меньше чем надо, много пустых отверстий в шпальных накладках. Кроме того видно, что накладки разного типа (количество отверстий, размер).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5627/33323314.5b/0_b2cee_b8cfa5d1_XXL.jpg)
Многочисленные "горбы" на рельсах.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5647/33323314.5b/0_b2cef_f166e475_XXL.jpg)
Накладка прикручена двумя болтами, вставка короткого куска в стыке, причем вставка не доходит до подошвы рельса, подошва цельная, значит вставка - это только кусок сверху.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5644/33323314.5b/0_b2cf0_c6e4d958_XXL.jpg)
Несоосность на стыке, горб на одной нитке рельсов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5624/33323314.5b/0_b2cf1_1030b1cf_XXL.jpg)
Он же, с другой стороны в анаглифе.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5635/33323314.5b/0_b2cf2_141a46fb_XXL.jpg)
Нет одного болта на стыке, накладка отошла от рельсов, губка желобчатого рельса сточена до того, что отломилась и вместо неё приварили болт, выбоина на поверхности катания.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5632/33323314.5b/0_b2cf4_de08137f_XXL.jpg)
Огромные дыры полученные ацетиленовой сваркой для болтов, сейчас стыки сварены, но до этого явно были свинчены, существующее сверленое отверстие на рельсе справа не подходило для свинчивания по месту.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6439/33323314.5b/0_b2cf5_405bc1d5_XXL.jpg)
Разрыв контакта между рельсами на стыке. Контакт неплотный, что приводит к искрению.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5625/33323314.5b/0_b2cf6_4827c19a_XXL.jpg)
Раскрутились болты в стыке на повороте, рельсы разошлись и находятся под приличным углом друг к другу, на этом месте будут боковые удары.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5625/33323314.5b/0_b2cf7_a19d6bc5_XXL.jpg)
Расплющивания типа выбоин напротив существующего стыка на другой нитке пути.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6438/33323314.5b/0_b2cf8_284de151_XXL.jpg)
Сварные швы на стыках не зашлифованы (так практически везде на путях), накат только на 1 см поверхности катания с внутренней стороны пути, что говорит о том, что угол подуклонки рельсов сильно не совпадает с углом конусности колес, у колес угол больше. Если рельсы твердые, тут будет на колесах образовываться вмятина около гребня.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5639/33323314.5b/0_b2cf9_2125af47_XXL.jpg)
Соединение рельсов Р-65 и Р-50 накладками от Р-50 без переходников, левый рельс висит в воздухе, перепад высоты на стыке.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4127/33323314.5b/0_b2cfb_270a4278_XXL.jpg)
Разошедшиеся стыки заварены подручными материалами, в данном случае болтом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4130/33323314.5b/0_b2cfc_2940c102_XXL.jpg)
Типовой волнообразный износ в местах пересечения с автомобильным движением и после него по направлению движения.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5642/33323314.5b/0_b2cfd_8e417ac3_XXL.jpg)
Типовой волнообразный износ в кривых, распространен повсеместно.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4121/33323314.5b/0_b2d01_5c864bc9_XXL.jpg)
Типовые выбоины на сваренных стыках.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/33323314.5b/0_b2cfe_9a0098c0_XXL.jpg)
Трещина рельса и скол поверхности катания около нее.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/33323314.5b/0_b2cff_5f723bbd_XXL.jpg)
На всём протяжении путей в земле валяются болты, гайки, башмаки...
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5644/33323314.5b/0_b2d02_25b7f8ec_XXL.jpg)
Примерно от 1–ой Беговой до 4-го Товарного проезда пути проходят практически в болоте. Рельсы со шпалами проваливаются в эту почти не просыхающую грязь, куда стекает вода со всех более возвышенных частей местности в окрестностях. Хоть и существует некоторое количество водоотводных лотков, как вдоль, так и поперек путей, выведенных в дренажный колодец около путей на углу 3-го Товарного проезда, очевидно, что необходимо поднять пути выше уровня почвы на серьезный слой балласта и обустроить в этом слое серьезный дренаж с выходом в тот же колодец, например. Может быть, даже подложить под балласт бетонные плиты с тем, чтобы балласт не проваливался в это болото. Примерно такая же ситуация с путями 10-го трамвая от Политехнической до угла Клочкова и 1-ой линии.
Состояние путей - это одна из главных проблем снижения скорости движения трамваев, а так же выхода из строя подвижного состава. У "СГЭТ даже имеется рельсошлифовальная машина, которая по-моему с 80-х ни раз не использовалась... Все предложения и замечания, сформулированные после исследования я отдам на следующей неделе в комитет транспорта и дорожного хозяйства.
В процессе обследование были найдены интересные трамвайные артефакты и конечно же отфотографированы окрестности. Об этом речь пойдёт в следующих постах:
2013-04-17 Трамвайный тур в центре
Артефакт Пролетарской линии и строительство домов на проезжей части Большой Садовой
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6441/33323314.5b/0_b2d00_fc87f147_XXL.jpg)
Оригинал
Сбор регулярных пожертвований в Новосибирск
Собрано 2 650 из 25 000 рублей