Города расползаются

6 февраля 2020 г.

Связные улицы — здоровые улицы. Учёные выяснили, что там, где мало тупиков и нетранзитных улиц, люди реже страдают ожирением, диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Отчасти это из-за того, что в таких районах больше ходят пешком и ездят на велосипеде.


Но города по всему миру растут вширь, становясь менее связными. Чем это грозит? В экономике считается, что чем ближе ресурсы и блага друг к другу — тем лучше. С городами это правило тоже работает. Такую закономерность в урбанистике заметили примерно в середине XX века, когда из-за массовой автомобилизации города стали разрастаться вширь. Из-за расширения города возникали постоянные пробки, страдали общественный транспорт и уличный бизнес. Люди хуже социализировались, чаще болели из-за малой подвижности и плохой экологии.

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале «Труды Национальной академии наук», обозначен тревожный мировой тренд к расползанию городов и меньшей связности дорожной сети в городах. Адам Миллард-Болл, профессор природоведения Калифорнийского университета в Санта-Крус и Кристофер Бэррингтон-Ли, экономист из Университета Макгилл исследовали 46 миллионов километров улиц во всём мире, используя открытые данные с OpenStreetMap и исторические спутниковые снимки городов. Они построили алгоритм, по которому исследовали связность улиц: количество тупиков, длину неразрывной улично-дорожной сети и пешую доступность главных точек притяжения.

Просто интересный факт: всего в мире существует 10 845 867 тупиков (по крайней мере, отмеченных на OpenStreetMap).

Полученную информацию авторы использовали для создания рейтинга «несвязности», который они впоследствии отобразили на карте. На интерактивной Карте всемирного расползания (не включайте русский язык в настройках — там ужасный автоматический перевод) индекс расползания обозначен цветом: синим — более низкий, красным — более высокий.

Несвязность улиц, начиная с 1975 года. Виден тренд к расползанию городов. Источник: PNAS

Большая часть примеров расползания — подтверждение уже имеющихся данных. А городах Латинской Америки, Японии, Южной Кореи, Северной Африки и большей части Европы улицы плотные и связные, в то время как в Юго-Восточной Азии, США и Великобритании города и пригороды уже не такие плотные и более разделённые. Благодаря использованию исторических данных учёным удалось выявить глобальный тренд к несвязности городов, начиная с 1975 года. Прямо сейчас «эпицентр» расползания сместился из США в Юго-Восточную Азию, Индию и другие развивающиеся регионы.

На карте можно увидеть города с различными типами улично-дорожной сети и отследить, как она увеличивалась с 1975 года. Просто чтобы понимать разницу, два примера из Петербурга: центр города и ближайший пригород, печально известное Мурино:

Ну и что, казалось бы? На самом деле, помимо того что такая растянутая улично-дорожная сеть менее полезна для здоровья людей, которые живут в этих районах, она ещё и негативно влияет на экономику, утверждают эксперты. Застройщики микрорайонов, расположенных на отшибе агломерации, не учитывают побочный эффект от автомобилезависимости: потери времени, выхлопные газы и сжигание топлива. Но они существуют, и строительство таких микрорайонов вредит будущим поколениям: городам становится труднее привлекать людей более устойчивыми способами перемещения по городу и жизни.

«Если вы строите такой оторванный от всего микрорайон, вы лишаете его удобного транспорта на долгие годы», — считает Миллард-Болл. «Небольшой дом в плотной сетке улиц проще впоследствии увеличить, если понадобится. Но если изначально выбрать неправильный подход, исправить ошибки будет гораздо труднее».

Оригинал


Сбор регулярных пожертвований в Новосибирск
Собрано 2 950 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему